Хочу немного поведать об истории Марийского края, очень кратко.
Период «Черемисских войн»
Большая часть марийской территории, входившая в состав Золотой Орды, при ее распаде в XV веке оказалась в подчинении Казанского ханства.
В Восточной Европе на длительный период установились отношения военного соперничества и противостояния между двумя крупными феодальными государствами: Великим княжеством Московским и Казанским ханством. Непрерывные войны разоряли оба государства. Особенно от этих разорительных походов и взаимных опустошений страдали районы Марийско-Чувашского Поволжья, оказавшиеся как бы между молотом и наковальней. Поэтому население этих районов кровно было заинтересовано в том, чтобы военному противостоянию Москвы и Казани был положен конец.
Земли горных марийцев находились ближе к русским, чем луговых. Поэтому русское продвижение на восток раньше коснулось их. Еще в 1523 году в устье реки Суры на месте горномарийского поселения Цепель был воздвигнут город Васильсурск для усиления натиска на Казанское ханство. В связи с этим уже тогда ближние марийцы стали подданными московского царя.
В декабре 1546 года представители «горной черемисы» во главе с сотником Тугаем прибыли в Москву просить Ивана IV принять их под свое подданство и обещали помогать русским войскам в завоевании Казани. И, действительно, в следующих московских походах принимали участие и горномарийские отряды.
Земли луговых марийцев оказались в иных условиях по сравнению с горным правобережьем. Они были расположены в непосредственной близости от центра ханства, связи их с Казанью были развиты сильнее. В 1551 году новая граница между Русским государством и Казанским ханством стала проходить по середине реки Волги, т.е. земли луговых мари остались под властью казанского хана.
2 октября 1552 года после кровопролитных боев Казань была захвачена русскими войсками, Казанское ханство перестало существовать.
В декабре 1552 года в Луговой стороне вспыхнуло восстание местного ясачного населения. Марийцы части Луговой стороны, не уплатив ясак, перебили его сборщиков и направились к Казани. Высланные им навстречу отряды казаков и стрельцов были разбиты. Так началось восстание, с марта следующего года переросшее в мощную национально-освободительную войну, которая растянулась на 30 с лишним лет (с перерывами). Три всплеска этой войны получили общее название – «черемисские войны». Три всплеска этой войны получили общее название «черемисские войны». Во главе восставших стояли луговой сотник Мамич-Бердей, предводителем малмыжских марийцев – Болтуша. Первый этап национально-освободительного движения на Луговой стороне потерпел поражение. В 1572 году вновь вспыхнуло восстание. В ходе его подавления в между устьем рек Большая и Малая Кокшага был поставлен город-крепость Кокшайск (1574 г.). Но спокойствие оказалось непрочным и непродолжительным. В 1582 году новое мощное народное восстание охватило весь край. И вновь на помощь местным гарнизонам были направлены войска из центра России. Одни из них отправились по Волге, другие по суше. Во время весенне-летнего похода 1583 года основана крепость Козьмодемьянск. А летом следующего года были разгромлены основные силы мятежников («воров перевешали») и заложен Царев город на Кокшаге (современный Йошкар-Ола). Примерно в то же время были основаны «в Черемисе» города Царевосанчурск, Яранск, Уржум, Малмыж. Города с самого начала были исключительно русскими. Марийцам не разрешалось в них селиться. Более того – они должны были освобождать территорию вокруг городов в радиусе до пяти верст. Эти события означали окончательное покорение Марийского края, установление и упрочение здесь власти Московского государства. Таким образом, во второй половине XVI века Марийский край был включен в состав Российского государства. Это имело важные исторические последствия. Прекратились опустошительные войны между Москвой и Казанью на марийских землях. Создались более благоприятные возможности для хозяйственного развития.
Период «Смуты»
«Смута» как своеобразная форма гражданской войны была обусловлена обрушившимся на страну в начале XVII века природно-экологическим бедствием (резкое похолодание и проливные дожди, неурожаи, массовый голод) и вызвана династическим, социальным и политическим кризисом в Российском государстве. Бурные события «Смуты» охватили и многонациональный регион Среднего Поволжья, в том числе и марийские земли. Борьба за собственные крестьянские интересы была наиболее характерной чертой участия марийцев в «Смуте».
В ходе бурных событий «смутного» времени, марийцы в условиях безвластия не только не платили ясак и не выполняли повинности, расправлялись с царскими воеводами и приказными людьми, участвовали в сражениях на той или иной стороне, но и сами терпели ущерб от воюющих сторон. Стремлением обезопасить свою жизнь и имущество можно объяснить формирование марийцами крупных военных сил. Так, в 1610 г. под началом марийского сотника Ялпая Токшейкова в Царевосанчурском уезде стоял отряд марийских ратников численностью около 2 тысяч человек. Характерно, что подобные вооруженные отряды марийских ратников принимали в последующем заметное участие и в борьбе с польско-литовскими интервентами, захватившими в 1610 г. власть в Москве и бесчинствовавшими в стране.
Участие марийцев в крестьянской войне под предводительством С.Т. Разина.
Усиление закрепостительной политики в ясачной деревне по Соборному Уложению 1649 года, рост ясачных платежей и повинностей, повсеместный произвол и злоупотребления воеводской власти и приказных людей, обман купцов и ростовщиков, дальнейшее расхищение русскими феодалами и казной общинных владений ясачных марийцев, общее ухудшение положения ясачных людей неизбежно велик обострению социальных отношений в марийском крае.
Осенью 1670 года разинское движение охватило Марийский край. Разинскому атаману Прокопию Иванову при поддержке восставших ясачных марийцев, чувашей, русских крепостных крестьян, посадских людей, ямщиков, стрельцов и бобылей 1 октября 1670 г. удалось овладеть городом Козьмодемьянском. Но уже третьего ноября 1670 г. царские войска штурмом овладели Козьмодемьянском. В бою погибло много восставших, немало оказалось в плену. Брошенные в тюрьму, пленные повстанцы в ходе жестокого расследования были подвергнуты мучительным истязаниям, а 60 человек казнено. Тем не менее, поражение не смогло стереть в народной памяти эти героические страницы вооруженной борьбы за социальную справедливость.
Марийцы в Российской империи
В XVIII веке марийцы, как и абсолютное большинство народов Российской империи, по роду своей хозяйственной деятельности и социальной принадлежности относились к крестьянству. Основной компактный массив их традиционно размещался в междуречье Ветлуги и Вятки, а в Правобережье Волги – между реками Сура и Большой Сундырь. По административному делению первой половины XVIII века марийские поселения компактно располагались в Козьмодемьянском, Царевококшайском, Кокшайском, Царевосанчурском и Яранском уездах Свияжской провинции; Казанском (Алатская и Галицкая дороги) и Уржумском уездах Казанской провинции Казанской губернии. Небольшая часть марийских селений размещалась по Вятке и ее притокам, а также в Прикамье по Арской и Зюрейской дорогам Казанского уезда. Немало марийцев проживало в Приуралье. Большая часть – в Южном Приуралье в пределах Уфимского уезда Оренбургской губернии.
Изменилась численность марийцев. В годы петровских реформ из-за непосильных казенных податей и повинностей, резкого падения уровня жизни, массовых болезней, неурожаев и голода общая численность марийцев в целом сократилась. Лишь с конца первой четверти XVIII века начался постепенный прирост марийского населения
В системе жизнеобеспечения крестьянских общин главенствующее положение занимало хлебопашество. Благополучие марийской крестьянской семьи, крестьянского двора во многом определялось размерами, агротехническим уровнем обработки и урожайностью полей. Не случайно в середине XVIII века участники Академических экспедиций отмечали, что все «все черемиса земледельцы. Свое благополучие они измеряют величиной пашни и размерами стада». В XVIII веке у марийцев, как и в предшествовавшем столетии, существовала «лесопольная» система земледелия. Выращивали в основном рожь и овес, все большее распространение получало выращивание хмеля. В огородах сажали лук, капусту, редьку, чеснок, свеклу, огурцы и морковь. На новорочистях высевали репу, которая была одним из основных продуктов питания. Вслед за хлебопашеством следующим по важности и значимости выступало домашнее животноводство. По свидетельству академика И.П. Фалька, нерусские народы Казанской губернии, в том числе марийцы, содержали лошадей, коров, быков, коз, свиней. Имелась домашняя птица – куры, гуси, утки. В жизнеобеспечении марийских крестьян немаловажную роль играли различные неземледельческие промыслы. Важное место занимала домашняя промышленность, связанная с изготовлением ткани, одежды, деревянной, глиняной посуды и утвари. С переработкой земледельческих и животноводческих продуктов крестьянского хозяйского хозяйства были тесно связаны мукомольный и кожевенный промыслы. В рассматриваемое время традиционная добыча пушнины у марийцев еще сохраняла свое промысловое значение. «Звериною ловлей» повсеместно занимались преимущественно зимой. Охотились на белок, зайцев, волков, медведей, куниц, горностаев, рысей, норок и других зверей. Важным подспорьем была рыбная ловля. Древнейшее занятие марийцев – бортничество во второй половине XVIII века постепенно переходило в пасечное пчеловодство.
В XVIII веке управление деревней во многом обуславливалось принадлежностью марийцев к социальной категории государственных крестьян. Они не находились в личной зависимости и не являлись крепостными русских помещиков, монастырей и собственно царской семьи. Их права определялись законодательными актами государства. В начале XVIII века управление марийской деревней было сосредоточено в руках уездных воевод, подчинявшихся Приказу Казанского дворца.
Русское государство в конце XVII – первой четверти XVIII веков прилагало заметные усилия по внедрению православной христианской веры в среду нерусских крестьян-язычников. Царские указы 1720-1722 годов, направленные казанскому митрополиту Тихону, обещали трехлетнее освобождение от податей, повинностей и отдачи рекрутов всем крестившимся «иноверцам». Однако проповеди священников среди языческого населения почти не находили отклика. Основная масса марийцев продолжала придерживаться традиционных языческих верований. Положение резко изменилось в 1740 году. Царский указ от 11 сентября провозгласил политику и конкретную программу действий по массовой христианизации нерусских крестьян. Ее проведение было поручено большому штату проповедников, попов, чиновников и военных Новокрещенской конторы. Проведение христианизации преимущественно принудительными средствами и методами, образование новых церковных приходов в новокрещенских селениях в 40-60-х годах XVIII века обернулись для марийских крестьян чрезвычайным усилением социального и национального гнета. Массовая насильственная христианизация вызвала упорное сопротивление крестьян. Марийские язычники, несмотря на угрозы миссионеров и приходских священников, продолжали стойко придерживаться традиционных верований своих предков. В некоторых новокрещенских приходах были даже попытки расправ с православными священнослужителями. В целом крещение марийцев для них насильственным вторжением иной веры в их традиционно сложившуюся систему языческого миропознания. Но в то же время с началом христианизации связано распространение письменности, грамотности и открытие школ.
Участие марийцев в крестьянской войне под предводительством Е.И. Пугачева.
Усиление социального и национального гнета, насильственное крещение, произвол воевод, чиновников, духовенства, алчность купечества явились важнейшими причинами, толкнувшими марийцев Приуралья и Поволжья под знамена защитника народных интересов Емельяна Ивановича Пугачева. Е.И. Пугачев возглавил мощное народное движение, начавшееся с яицких казаков. За короткий срок к нему примкнули многие сотни и тысячи обездоленных людей из числа народов Приуралья, приписные работные люди уральских заводов и крестьяне. Совместно с другими повстанцами многие уфимские, кунгурские и прикамские марийцы мужественно сражались за свои интересы против карательных отрядов царских войск. Из своей среды марийские восставшие выдвинули умелых вожаков Изибая Акбаева, Оску Оскина, Байкея Тойкеева, Ахмера Агеев, Тиляка Денисова и других.
В ходе ожесточенных сражений с регулярными войсками 12-15 июля 1774 г. Пугачев вынужден был отойти из-под Казани и направиться в сторону Кокшайска. Вечером 15 июля он со своими людьми в 300 конников достиг Кленовой горы, где и заночевал. Во время следования Пугачев принял окончательное решение переправиться в Правобережье и идти в низовья Волги и Дона. Еще до переправы он начал собирать свои распыленные силы. К вечеру 16 июля ему удалось собрать войско до тысячи человек. Большую помощь пугачевцам оказывали местные марийские крестьяне: показывали безопасные дороги, собирали лошадей и фураж, сами записывались в повстанцы, расправлялись со своими приходскими священниками, уничтожали чиновников и лесных смотрителей. Марийцы оказали помощь Пугачеву и в переправе через Волгу под Кокшайском 16-17 июля 1774 г. Выход главного пугачевского войска в Правобережье привел к массовому повстанческому движению во всем Поволжье, и в частности, в Козьмодемьянском уезде. Но в ходе кровопролитных боев повстанческие силы были разбиты. Попавшие в плен жестоко наказаны. Тем не менее, отголоски крестьянской войны долго еще не затихали. В народной памяти Пугачев остался защитником, даровавшим народу вольность и свободу. Сложено немало марийских преданий, связанных с его именем, как например, о «дубе Пугачева» на Кленовой горе. Участие восставших марийцев в пугачевском движении запечатлено в драме С.Г. Чавайна и первой марийской опере «Акпатыр», написанной композитором Э.Н. Сапаевым.
До Октябрьской революции марийцы не имели своей государственности и были разбросаны в составе Казанской, Вятской, Нижегородской, Уфимской и Екатеринбургской губерний. И сегодня из 670 тысяч марийцев только 324,3 тысячи проживает в Республике Марий Эл. Исторически сложилось так, что 51,7% мари проживают вне пределов своей республики, в т.ч. 4,1% вне пределов России.
После Октябрьской революции, 4 ноября 1920 года, была образована Марийская автономная область.
В 1920-е годы были установлены две равноправные языковые литературные нормы: луговомарийский язык и горномарийский язык. Эти годы, как и в других национальных республиках, ознаменовались активным развитием национальной культуры. Однако в 1930-е годы с началом массовых репрессий этот процесс затормозился, практически вся национальная интеллигенция была уничтожена. Постепенно марийцы становятся меньшинством населения республики, а под политическим давлением марийский язык был вытеснен русским.
5 декабря 1936 года Марийская автономная область преобразована в Марийскую АССР. 22 октября 1990 года – Марийская Советская Социалистическая Республика (МССР). С 8 июля 1992 года – Республика Марий Эл.
Для тех, кто хочет более подробно изучить нашу историю
http://www.wanders-k.ru/2010/mariiel/краткая-история-марийского-края