Форум кладоискателей Кладоискателям Библиотека кладоискателя Литература Височные украшения древних славян

Височные украшения древних славян

обзоры книг, статей, заметок по поиску кладов

Модератор: 12Tatiana

marishka Аватар пользователя
Копатыч

Сообщений: 37
Сказал(а) Спасибо: 1 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Мой МД: 505
Височные украшения древних славян - хронология, типология, символика

Существует много версий появления древних женских височных украшений. По одной из них, самым древним женскими головными украшениями были цветы. Из них плели венки, вплетали в косы. Выйдя замуж, славянская женщина убирала волосы под головной убор. В качестве имитации цветов и появились носимые около уха украшения. По всей видимости, эти украшения имели древнее название «усерязь» (от слова ухо), хотя наибольшую известность приобрели по кабинетному названию – «височные кольца».

Изображение

По внешним и технологическим признакам височные кольца делятся на группы: проволочные, бусинные, в которой выделяется подгруппа ложнобусенные, щитковые, лучевые и лопастные.

ИСТОЧНИК


Сообщений: 1910
Откуда: Чебоксары
Сказал(а) Спасибо: 37 раз.
Поблагодарили: 25 раз.
Мой МД: Minelab E-Trac
Адрес: г.Чебоксары, ул. Карла Маркса 52/2 (ЧЭАЗ "1-я площадка") оф. 232
Телефон: 8 (8352) 22-95-95


Сообщений: 1910
Откуда: Чебоксары
Сказал(а) Спасибо: 37 раз.
Поблагодарили: 25 раз.
Мой МД: Minelab E-Trac
Старинные перстни и кольца

Для эпохи палеолита было свойственно изготовление примитивных костяных колец, сделанных из костей убитых животных, и уже гораздо позже, с появлением в бронзовом веке первых металлических сплавов, стали изготавливаться металлические кольца. Прообразы этих колец не имели никаких украшений и были выполнены в простых, незамысловатых формах. Несколько позже форму колец стали видоизменять, выполняя их в виде всевозможных обручей и спиралей.

Однако эти стандарты не прижились, и постепенно вид украшения трансформировался в более плоскую, охватывающую палец форму, и оно стало называться «кольцом», словом, образовавшимся от старославянского корня «коло», обозначавшего колесо, замкнутый круг, символизировавший в то время симбиоз единства и бесконечности.

Трансформация форм старинных колец

Несколько позже древние мастера смогли освоить новую форму кольца, изготавливая их с плоской вставкой на его верхней части, которая могла быть выполнена из металла или камня. Такое кольцо стало называться перстнем и из разряда украшений перешло в разряд функционального предмета. Именно после того как древними мастерами была видоизменена форма кольца, стало возможным его использование в различных сферах жизни.

Во многих государственных и частных коллекциях, в которых хранятся найденные изыскателями старинные перстни-печатки и кольца, представлены изделия, использовавшиеся

лучниками, которые надевались на несколько пальцев для предохранения от повреждения тетивой арбалета или лука;
воинами в кулачных боях, изготовленные в форме соединенных воедино нескольких колец, с массивными камнями или металлическими наростами (напоминает прообраз современного кастета!);
в качестве талисмана – перстни-печатки с нанесенной на них символикой.
Следует отметить еще одну особенность старинных украшений. Находки, относящиеся к первым столетиям нашей эры, использовались в качестве символа статусной принадлежности его владельца, разделяясь по типу металла, из которого они изготовлены. Собственно, именно к этому периоду относят первые изделия, изготовленные из драгоценных металлов: золота и серебра.

Символика и функциональность старинных колец и перстней

Серебряные кольца и перстни разрешалось носить вольноотпущенному люду. Старинные перстни-печатки из золота разрешалось носить тем, кто представлял высшие, управляющие, наделенные властью сословия. Изготовленные для них перстни-печатки были не просто предметом украшения, но и носили функцию, удостоверяющие личность и статус предмета, а также функцию печати, заменяющей личную подпись ее владельца.

У воинов перстни-печатки, равно как и их щиты, являлись носителем их родового девиза. На плоской поверхности печатки древние мастера воспроизводили девиз или родовой герб.

Также существует множество старинных находок, подтверждающих существование профессиональной символики, которая наносилась на перстень-печатку и соответствовала тому роду занятий, которым занимался его владелец. В коллекциях, где выставлены антикварные реликты сегодня, можно отличить экземпляры, использовавшиеся людьми рабочих профессий, так и представителями различных кланов, орденов, духовенства.

Кольца Древней Руси – уникальные свидетельства славянской культуры

Достаточно обширно в коллекциях старинных находок представлены золотые и серебряные кольца, перстни с камнем и перстни-печатки, относящиеся к славянской культуре. Наиболее значимые и уникальные из них внесены в мировые анналы, которые были найдены в Древней Руси при проведении изысканий на территории Древнего Новгорода, в Тверской, Калужской, и Московской областях.

Культура народов Древней Руси очень ярко отражена в символике, используемой при изготовлении старинных украшений. Золотые и серебряные кольца и перстни-печатки стали украшать языческой, а впоследствии и христианской символикой. Несколько видоизменилась форма щитка перстня-печатки. Она стала носить более геометрический характер, появились изделия с вытянутой, овальной или многогранной формой, прямоугольные и квадрифолийные печатки.

На поверхности щитка старинных перстней-печаток стали появляться изображения, несущие смысловую нагрузку. Изображения, украшавшие старинные перстни, стали таким же показателем приверженности его владельца к той или иной сословной группе, профессии или вероисповеданию, как перстни с камнем являлись показателем высшего сословия или духовенства.

Символы и образы старинных колец

Символика старинных украшений стала предметом отдельного изучения историков и культурологов. Изображения на щитке перстня-печатки образов птиц и животных отнесены учеными к попытке древних мастеров не просто создать символику, выражающую сущность владельца. По их мнению в большей степени образы, перенесенные на матрицу перстня-печатки, следует относить к группе оберегов, сила и возможности которых в значительной степени определяется природными способностями того животного, которое на нем изображено.

На старинные перстни-печатки, найденных на территории Древней Руси, в основном были нанесены образы птиц и животных, относящиеся к разряду хищников. Уже само это призвано демонстрировать воинственность, проявление силы и власти владельца перстня, на котором изображен подобный рисунок, а также защитить его теми силами, которыми от природы наделены образы этих птиц и животных.

Среди нанесенных на древние перстни образов птиц, встречаются, как правило, образы ястреба, коршуна, ворона и даже изображения домашних птиц. Наиболее часто встречаемые на украшениях образы — это рисунки орла и петуха, которые истолковываются культурологами следующим образом:

изображение орла символизирует мощь и зоркость, стремительность и верховенство власти обладателя кольца;
изображение петуха являлось символом неусыпной бдительности и воинственности. Существует мнение, что образ петуха, являющийся эмблемой Св.Петра – воителя, был воинским талисманом, оберегом для всех воинов.

Среди образов животных, наносимых на древние перстни-печатки, встречаются изображения волка, медведя, собаки, оленя – животных, в которых собраны многие воинские характеристики – сила, бесстрашие, скорость, благородство, преданность. Однако наиболее встречаемыми изображениями все же являются:

образ коня, символизирующего стремительность, выносливость и благородство воина, владеющего перстнем с этим изображением;
образ быка, символизирующего неуемную силу тела и духа, устойчивость и непреклонность воина.

Изображение
Изображение
Адрес: г.Чебоксары, ул. Карла Маркса 52/2 (ЧЭАЗ "1-я площадка") оф. 232
Телефон: 8 (8352) 22-95-95


Сообщений: 1910
Откуда: Чебоксары
Сказал(а) Спасибо: 37 раз.
Поблагодарили: 25 раз.
Мой МД: Minelab E-Trac
Вселенная внутри: дизайнер делает украшения с секретом.

Ювелирные изделия тоже могут хранить секреты – например, дизайнер Хара Ledonne из Нью-Йорка делает потрясающие украшения, которые таят в себе целую Вселенную.
Эти медальоны пользуются огромной популярностью, ведь открыв их, вы можете увидеть тайны космоса.
Эти прекрасные рисунки сделаны масляными красками тончайшей кистью – такое искусство просто поражает! Представляем вам уникальные медальоны Хары Ledonne – у них внутри скрыты частички космоса!

Изображение
Изображение
Изображение
Адрес: г.Чебоксары, ул. Карла Маркса 52/2 (ЧЭАЗ "1-я площадка") оф. 232
Телефон: 8 (8352) 22-95-95


Сообщений: 1910
Откуда: Чебоксары
Сказал(а) Спасибо: 37 раз.
Поблагодарили: 25 раз.
Мой МД: Minelab E-Trac
Русские головные уборы 19 века из коллекции Натальи Леонидовны Шабельской.

В начале 1880-х годов в России особенно активизировалось движение в защиту народных ремесел, их сохранения и развития, ряды собирателей пополнили «патриотически настроенные дамы», материальный статус которых позволял создавать собственные коллекции. Яркой представительницей «дамского коллекционирования» стала Наталья Леонидовна Шабельская.

Поначалу увлекающаяся рукоделием Наталья Леонидовна организовала вышивальную мастерскую. В 1877 г. во время одной из поездок по Волге, Наталья Леонидовна попала на Макарьевскую Нижегородскую ярмарку, где приобрела первые образцы старинных русских вышивок. С тех пор она поставила себе целью изучить эту отрасль русского народного творчества, собирать и хранить его образцы, а также создавать новые работы в том же стиле.

В 1890 г. в Историческом музее прошла первая выставка коллекции Натальи Леонидовны, где было представлено 676 предметов из 21 губернии. В 1893 году Наталья Леонидовна показывала свою коллекцию на Всемирной выставке в Чикаго, в 1894 году в Брюсселе и Антверпене, а в 1900 на Всемирной выставке в Париже, где была удостоена бронзовой медали.

Ее московский дом превратился в музей русской старины. Каталог собрания включал более 4000 предметов. Эта коллекция была самым большим собранием текстиля России второй половины XIX - начала XX вв.

В настоящее время коллекция Шабельских находится в собраниях Эрмитажа, Русского музея, Государственного исторического музея, Российского этнографического музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, музее Метрополитен, а также у частных коллекционеров США и Франции.

Фото головных уборов - из той части коллекции, что принадлежит музею Метрополитан.

ИзображениеИзображение
ИзображениеИзображение
Изображение
Адрес: г.Чебоксары, ул. Карла Маркса 52/2 (ЧЭАЗ "1-я площадка") оф. 232
Телефон: 8 (8352) 22-95-95


Вернуться в Литература


cron