Форум кладоискателей Кладоискателям Библиотека кладоискателя Литература Все о крестах

Все о крестах

обзоры книг, статей, заметок по поиску кладов

Модератор: 12Tatiana

Сообщение 10 апр 2012, 11:29
Сусанин Аватар пользователя
Профи

Сообщений: 102
Сказал(а) Спасибо: 3 раз.
Поблагодарили: 9 раз.
Мой МД: ACE250
Каталог включающий все существующие типы и разновидности. Тем не менее, книгу можно использовать как справочник по основным типам крестов.
Изображение
Автор: А.К. Станюкович, И.Н. Осипов, Н.М. Соловьев
Год: 2003
Скачать (размер файла: 3.5 Mb)
http://narod.ru/disk/43890175001.93b2da ... 0.rar.html
Хороший форум лучше любого богатства.

Сообщение 10 апр 2012, 11:30
Сусанин Аватар пользователя
Профи

Сообщений: 102
Сказал(а) Спасибо: 3 раз.
Поблагодарили: 9 раз.
Мой МД: ACE250
Изображение
Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI - начала XX века.: В альбом включены 249 произведений медного художественного литья XI - начала XX века. Представленные памятники показывают разнообразие типов, форм и декора предметов медного литья.

Автор: С. В. Гнутова, Е. Я. Зотова
Формат: PDF
Размер: 26,18 Mb
Язык: Русский

http://narod.ru/disk/43911963001.867994c4e058957c5aaf43c844beb085/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8B%2C%2B%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B%2C%2B%D1%81%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B8.%2B%D0%A1.%D0%92.%D0%93%D0%BD%D1%83%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%2C%D0%95.%D0%AF.%D0%97%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B02000.pdf.html
Хороший форум лучше любого богатства.

Сообщение 10 апр 2012, 11:30
Сусанин Аватар пользователя
Профи

Сообщений: 102
Сказал(а) Спасибо: 3 раз.
Поблагодарили: 9 раз.
Мой МД: ACE250
Изображение


Название: Древнерусские энколпионы. Нагрудные кресты-реликварии X-XIII вв.
Авторы: Корзухина Г. Ф., Пескова А. А.
Год: 2003
Страниц: 432
Формат: DJVU
Размер: 28,8 Mб
Язык: Русский

http://narod.ru/disk/43890552001.0b48d024d531b90e198da2658a17886c/drevnerusskie_ehnkolpiony_nagrudnye_kresty_relikvarii.rar.html
Хороший форум лучше любого богатства.

Сообщение 10 апр 2012, 11:30
Сусанин Аватар пользователя
Профи

Сообщений: 102
Сказал(а) Спасибо: 3 раз.
Поблагодарили: 9 раз.
Мой МД: ACE250
Изображение

В каталоге указаны размер, краткое описание лицевой и оборотной стороны, а также рекомендуемая цена 1134 нательных крестов с высококачественными изображениями. Цена указана на вещи от хорошего до отличного состояния. Оценка экземпляров в превосходном состоянии либо имеющих существенные потери может значительно отличаться от предложенной.
Автор: Кайль В.А., Нечитайло В.В.
Название: Каталог нательных христианских крестов, подвесок и накладок с изображением креста периода Киевской Руси X-XIII столетий
Год: 2006
Формат: pdf
Размер: 445 Мб
Страниц: 188

http://narod.ru/disk/43910907001.b53b400220af07568f78ea6ae95009eb/Nechitaylo_Katalog_natelnyh_krestov.rar.html
Хороший форум лучше любого богатства.

Сообщение 07 июн 2012, 16:17
12Tatiana Аватар пользователя
Старожил

Сообщений: 1232
Сказал(а) Спасибо: 89 раз.
Поблагодарили: 62 раз.
Мой МД: X-Terra 705
Я бы еще посоветовала обратить внимание на книгу Валерия Квятковского "Нательные образки предреволюционного периода". Здесь рассматривается православная металлопластика, определение , подробное описание и возможно точная датировка нательных образков 19-20 веков.
г. Йошкар-Ола, ТЦ "21 век" ул. Кремлёвская, д. 19, 3 этаж тел. 8 (8362) 31-93-71, 8 917 071 93 71

Сообщение 22 июл 2015, 18:54

Сообщений: 1176
Откуда: Чебоксары
Сказал(а) Спасибо: 35 раз.
Поблагодарили: 25 раз.
Мой МД: Minelab E-Trac
КРЕСТ-ЭНКОЛПИОН

Одной из наиболее распространенных категорий древнерусской меднолитой пластики XI–XV вв. являются кресты-энколпионы. Энколпион (греч. εγκόλπιον, то есть «на груди») — складной двухстворчатый нагрудный крест с подвижным оглавием, предназначенный для хранения мощей или иных святынь. В Древней Руси на каждого новокрещенного возлагался крест, чего не было в обычном порядке даже у греков. Подобные кресты носились поверх одежды как «ясные показатели христианского крещения». Этот факт подтверждается находками археологов. Так, в конце XIX века при раскопках великокняжеского двора в Киеве был найден скелет в парчовом одеянии с энколпионом поверх него. На городище Княжа гора Каневского уезда Киевской губернии было обнаружено множество меднолитых энколпионов, позолоченных либо инкрустированных чернью, среди которых были кресты с сохранившимися внутри реликвиями, залитыми воскомастикой. Уникальна находка бронзового энколпиона, происходящего с Мстиславова городища Смоленской земли из слоя XIII в.Он хранился в шелковом мешочке, что может являться свидетельством особого почитания этих вещей и отношении к ним как к святыне.

Энколпионы крайне редко встречаются в курганах и захоронениях простых людей, еще реже они попадаются в кладах.
Очевидно, их носили лица знатного рода. Кресты входили в состав княжеской гривной утвари. По свидетельству «Придворного Устава» Константина Багрянородного, приведенному Н. П. Кондаковым, император раздавал в Ильин день серебряные кресты высшим придворным чинам. Одно из первых, дошедших до нас упоминаний об энколпионе как об обязательной принадлежности епископа, дающейся ему при поставлении в сан после литургии, содержится в сочинениях Симеона, архиепископа Солунского. Писатель XVII в. Иаков Гоар свидетельствует, что по принятии омофора епископы греческой церкви получали драгоценный крест с мощами святых, называемый «εγκόλπιον». Обычай возлагать энколпион на епископа при его поставлении перешел от православного Востока и в практику русской Церкви.
На самых ранних крестах-энколпионах «сирийского» типа обычно представлено рельефное или гравированное изображение распятого Христа в коллобии как бы стоящего или прислоненного к кресту. Эта традиция восходит к наиболее древним изображениям Христа в монументальной живописи и надгробной пластике V–VII вв. На оборотной створке подобных энколпионов изображались чаще всего Богоматерь Оранта или святые в позах Орант — обычно святые воины Димитрий, Георгий, Федор, что может свидетельствовать об употреблении этих крестов в качестве филактериев для воинов.

Для древнерусских крестов-энколпионов такая традиция не была характерной. Основные типы крестов-складней, производившиеся на территории Киевской Руси, были ориентированы на столичные константинопольские образцы с изображением на лицевой створке распятого Христа с повязкой на чреслах и изогнутым телом с признаками страданий. В медальонах, расположенных в поперечных ветвях креста, помещались изображения Богородицы и Иоанна Богослова. В вертикальных ветвях креста изображения могли меняться, но чаще всего это были архангелы (поясные, ростовые и оплечные изображения), святители (как правило, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст), избранные святые (Никола, Косьма и Дамиан, Никита и др.).

Изображение
Адрес: г.Чебоксары, ул. Карла Маркса 52/2 (ЧЭАЗ "1-я площадка") оф. 232
Телефон: 8 (8352) 22-95-95

Сообщение 19 авг 2015, 16:33

Сообщений: 1176
Откуда: Чебоксары
Сказал(а) Спасибо: 35 раз.
Поблагодарили: 25 раз.
Мой МД: Minelab E-Trac
Кресты: естественные и божественные знаки

Оглянись вокруг: кресты окружают нас повсеместно. Это не только современные уличные перекрёстки, здания крестообразной формы или «крестовые» технические приспособления. Это — скрещенные ветви деревьев, камни в виде «крестовины» и многие другие предметы, которые имеют вид креста или их легко можно превратить в перекрестье.

Потому неудивительно, что знак креста был известен человечеству на самых ранних этапах цивилизации. Опытные кладоискатели знают, что нарисованный крест различного вида можно встретить в пещере, на скале. В ходе археологических раскопок попадаются изображения крестиков, датируемых каменным веком.

Повсеместное естественное присутствие крестов человек сделал не только видимым, но и осязаемым: кресты легли в основу декоративных орнаментов, стали частью грамоты (буквами), конструктивной и духовной основой строительства — многие храмы и здания обязательно строятся в виде креста. Крестики изготавливались и для религиозных нужд: медные, золотые, серебряные, железные, костяные, из янтаря. Они стали и оберегом, и символом, и источником духовной веры.

Старинные крестики: история появления на Руси

Христианская религия, принятая Древней Русью, сделала крест важнейшим религиозным символом. Православные русичи не только осеняли себе крёстным знамением, но и целовали массивные церковные кресты, и носили на теле крестики, полученные при крещении. Сотни веков люди, населявшие русские земли, не мыслили себя без крестов, особенно нательных.

Старинные крестики, найденные сегодня в ходе поисков клада, представляют собой значительный исторический интерес. Тем более, что цена такого креста может иметь не только материальное значение, но и большую культурную, а подчас и художественную ценность.

Старинные и современные кресты, их виды

Крест — мощнейший символ одной из мировых религий. В христианской традиции он означает и само орудие пыток Христа — деревянную крестовину, ставшую впоследствии святым крестом, и распятую фигуру сына Божия — символ божественного покоя и величия. Крест-распятие христиане понимают как одновременную и смерть бога-человека, и победу Бога-Духа.

Неудивительно, что кресты, главнейший религиозный символ, различают по типам назначения, т. е. где и кто может ими пользоваться.

Напрестольный крест. Хранится в храме на престоле алтаря. Отличается большим размером — от 30 см и выше.

Киотный крест. Хранится в красном углу на киоте (полке с иконами). Иногда врезался в икону. Брался в странствия и походы. Найти сегодня такой старинный крест — большая удача.

Крест-мощевик или энколпион. Энколпион ранее представлял собой 4-хконечный ящичек. На крышке изображался крест. В самой коробочке древние христиане держали частички мощей. Затем энколпион получил крестообразную форму. На Руси кресты-мощевики с нагрудными крестами носили поверх одежды цари, князья, монахи и паломники.

Наперсные/нагрудные кресты. Высотой св. 8 см. Полагаются к ношению поверх одежды на груди священникам различного сана.

Кресты тельники. Мменно они — те маленькие нашейные (нагрудные) крестики, которые получают при крещении и носят всю жизнь. Нательные кресты — наиболее частая при раскопках находка, которая может рассказать много интересного.

Разнообразие форм нательных крестиков

Любая крестообразная форма считается в православии «правильным» крестом и религиозным символом.

А потому для придания символичности различным церковным догмам, и для художественного восприятия и даже гендерной принадлежности нательные крестики имеют разное количество лучей — от 4 до 8 и различные формы: с нижним полукружием, криновидные, лепестковые, каплевидные и др. Форма старых крестов могла зависеть и от места изготовления, и от времени — тогдашней «моды».

В православной традиции нательный крест имеет восемь лучей. Это — наиболее массовый крестик на территории России. Срединная перекладина в восьмиконечном кресте длиннее остальных, над ней — прямая укороченная перекладинка, и под средней же перекладиной — укороченная перекладина косая.

Крест 4-хконечный различают греческий с равными по длине перекладинами перекрестья и латинский, у которого стойка вертикальная длиннее поперечной.

Крест с 4-мя концами, если они имеют вид лепестков, а соединяющая их серёдка имеет вид цветочной серединки, называется лепестковым.

истики – эти старинные кресты традиционно считались женскими, т.к. одновременно напоминали своей формой листок растения и стилизованную женскую округлую фигуру.

Крестик каплевидной формы— один из самых любимых и распространённых у христиан. Капельки в полудужьях с 4 концов каплевидного креста символизируют круглые капли крови Христовой.

Криновидный крест представляет собой перекрестье лепестков лилии (по-старославянски лилия — крин).

Старинные кресты — удачная находка кладоискателя

Крест-тельник, как правило, очень частый артефакт, который попадается при кладоискательстве. Такая находка для нас — сегодня единственная и самая совершенная машина времени. Ведь старый нательный крестик может поведать об очень многом.

Большое разнообразие тельников позволяет определить и период его изготовления, и временные рамки культурного слоя, где он найден. Старинные кресты расскажут и о направлении христианского течения, к которому относится находка, и о времени, когда эта местность была заселена и на ней велась хозяйственная деятельность.

Но почему же в ходе поисков старинные крестики попадаются довольно часто? Этому имеется несколько объяснений. В пределах территорий, где обычно ведутся поиски, с незапамятных времён христианство было доминирующей религией. Практически каждый человек носил нательный крест. И неудивительно, что тельник мог сломаться, потеряться, а то и быть предметом для к.-л. обрядов и действ.

Прежде всего, находка старого креста укажет на то, что в этом месте жили и работали люди, даже если сегодня здесь растут сосны или кустарник. Во время сельхозработ крест мог сорваться со шнурка или обломиться и потеряться А вот место, где она найден сейчас – сигнал для копателя присмотреться к такому участку повнимательнее.

Кроме того тельник могли просто бросить на дорожном перекрёстке, чтобы избавиться от болезни. Или повесить на ветку дерева, чтобы «освятить» обряд кумовства, когда крест одновременно целовали с двух сторон будущие кумовья, целуясь в тоже время друг с другом. А тельник или оставался, или зарывался в землю в особо почитаемых местах.

Существовало и поверье, что все неудачи и болезни можно «наговорить» на тельник и оставить его там, где он обязательно попадётся постороннему, который возьмёт себе и крестик, и проблемы вместе с ним.

Старинный крестик: артефакт или реликвия?

Часто у кладоискателя, буквально отрывшего старый нательный крест, возникает вопрос, насколько находка ценная и как с ней поступить. Варианты возможны различные, и руководствоваться следует собственным мнением. Если вдруг особенно повезёт, и обнаружится, что старинная реликвия изготовлена из драгметаллов, то о материальной цене такой находки можно говорить в первую очередь.

Если, к примеру, попался тельник из меди, но старинный и уникальный? Известны случаи, когда подобные находки имели цену в денежном выражении намного большую, чем из золота, т. к. их историческая, культурная, а подчас и художественная значимость была намного выше.

Часть кладоискателей предпочитают собирать из найденных предметов личные коллекции, гордясь не только собственной удачей, но и большой культурной ценностью такого собрания. Некоторым даже удается размещать свои находки в персональных музейных экспозициях.

Встречаются среди поисковиков и те, кто считает обязательным вернуть в храм религиозный символ и относит крест священнику. Ведь православный знак не может нести к.-л. негатив из-за обстоятельств, при которых он попал в землю. Но есть и такие, кто, найдя старый крест, закапывает его в землю снова. Эти люди явно наделяют кресты мистической силой.

В любом случае извлечённый из земли тельничек – маленький кусочек истории и святой для многих предмет. Это находка, которая требует уважения и почитания. А потому, что делать с найденным крестиком, каждый должен решать сам.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Адрес: г.Чебоксары, ул. Карла Маркса 52/2 (ЧЭАЗ "1-я площадка") оф. 232
Телефон: 8 (8352) 22-95-95


Вернуться в Литература


cron